Второй обзор Windows 10: история про то, как Microsoft хотела повернуться лицом к РС игрокам

Первый обзор Windows 10 был посвящен основным нововведениям системы. Однако во время анонса новой ОС маркетологи Microsoft умолчали о самом интересном и время от времени подогревали интерес общественности, туманно намекая, что, мол, «пришло время поговорить об играх на Windows».

Общественность подогревалась плохо и не спешила проявлять энтузиазм. За последнюю четверть века PC-игроки хорошо изучили Microsoft, привыкнув не ждать от нее ни собственных качественных эксклюзивов, ни переиздания эксклюзивов консольных, да и вообще ничего такого, что в нормальном человеческом языке понимают под «развитием игровой платформы».

Давайте посмотрим, насколько оправдался столь пессимистичный настрой. Почему Microsoft предлагает нам бесплатный сыр, зачем нужен DirectX 12, вся правда о концепции единой ОС и многое другое — 8 нашем втором обзоре Windows 10.

Второй обзор Windows 10: история про то, как Microsoft хотела повернуться лицом к РС игрокам

Яблонный десант

Первая презентация Windows 10 вышла не то чтобы провальной, но довольно скучной. Компании так и не удалось четко объяснить людям, чем новая ОС отличается от старых и зачем она вообще кому-то может понадобиться. Возможно, так сделали умышленно, потому что вторая презентация оказалась значительно веселее.

Обставлена она была очень скромно; в последнее время Microsoft почему-то избегает устраивать яркие шоу, предпочитая неброский, в чем-то даже спартанский стиль. Вот и на этот раз сцена, на которой должно было состояться второе явление Windows 10, являла собой шедевр минимализма: пол, стена с экраном и всё.

Зажегся свет, и на сцену вышел Терри Майерсон — глава подразделения, отвечающего за разработку Windows. Он говорил о новом поколении Windows, о новых возможностях для работы. творчества и развлечений, о новых устройствах и новой концепции единой ОС для всех платформ... А прямо напротив него сидели десятки журналистов, и их ноутбуки весело светили огоньками в виде надкусанного яблока. О чем думал в этот момент Терри Майерсон, нам не ведомо, но мы на его месте обязательно подумали бы что-нибудь типа: «Ну, проклятые хипстеры, мы вам еще покажем!»

Шутки шутками, но в этой маленькой детали была большая правда о той ситуации, в которой оказалась Microsoft. Последние десятилетия она правила рынком на правах монополиста, и хотя в рамках PC-рынка сама монополия все еще существует и приносит хороший доход, сам PC перестал быть единственным выбором. У пользователя появилась альтернатива, поэтому разговаривать с ним с точки зрения монополиста уже нельзя.

И, судя по презентации, Microsoft очень четко осознает, что у нее есть проблема и ее надо срочно решать. Вопрос лишь — как именно. Именно с ответа на этот ключевой вопрос и началась конференция, хотя многие пропустили его мимо ушей, зацепившись за сенсационную новость о том, что Windows 10 будет бесплатной для всех, кто решит обновить свои ОС, начиная с Windows 7 и старше, в течение года после релиза «десятки».

Все были в шоке — как же так, на чем будет зарабатывать Microsoft, наверняка начнут изводить пользователей микроплатежами! Реакция вполне естественная, потому как пользователи давно уяснили, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и ничто не обходится так дорого, как полная халява.

Однако все не так уж страшно. Терри Майерсон вполне четко озвучил планы компании на этот счет, заявив, что отныне компания рассматривает Windows не как продукт, а как сервис. Это значит, что пользователю не придется заботиться о сроках поддержки ОС, так как она будет поддерживаться до тех пор, пока не закончится жизненный цикл устройства на ее основе. Кроме того, разработчики не станут придерживать самые вкусные фишки (типа нового DirectX) до новых релизов, чтобы поднять продажи, — все нововведения будут интегрироваться по мере их появления во все версии операционной системы.

Что касается денег, то для подобного решения имеется сразу три причины. Во-первых, бесплатная раздача лишь переведет уже существующих пользователей на новую версию, иначе они продолжили бы пользоваться старыми. Компания не без оснований опасается, что не сможет дать им особого стимула для платного перехода на Windows Ю. Во-вторых, Microsoft уже давно не полагается на продажи коробочных версий ОС. Основной доход приносят ОЕМ- версии, поставляемые вместе с готовыми компьютерами. В-третьих, если перевести полтора миллиарда пользователей разных версий Windows на Windows 10, можно будет неплохо заработать на предоставлении платных услуг. На этот счет Microsoft никакой информации пока не раскрывает, но сам принцип «ОС как услуга», анонсированный компанией, подразумевает наличие абонентской платы в том или ином виде.

За что именно придется платить, сказать сложно. Это. пожалуй, самый интригующий вопрос, касающийся развития Windows на ближайшие лет пять: что такого может предложить Microsoft нам, за что мы готовы будем регулярно выкладывать денежки в виде подписки? Пока набор сервисов не очень впечатляет — Office 365, OneDrive, Hotmail и прочие мелочи. Все это нужно, но далеко не всем и не всегда. Так что Microsoft придется как следует напрячься и придумать что-то действительно интересное.

Это интересно:  Перенос рубрик блога WordPress на другой блог

«Я думаю, что в течение года- двух Microsoft анонсирует бесплатную версию Windows 10, возможно, с какими-то ограничениями а-ля Starter Edition, а возможно, и без, если компания хорошо понимает новую рыночную реальность. И продаваться будут всевозможные дополнительные сервисы, причем не одноразовым платежом, а по подписке, как сейчас работает Office 365 или тот же Adobe Creative Suite», — считает ведущий аналитик компании War- gaming Сергей Галенкин.

Гипотеза очень интересная. Действительно, если компания создаст прибыльный сервис, бес-платная Windows станет хорошим способом еще больше расширить аудиторию. С другой стороны, очень сомнительно, что Microsoft сумеет совершить такой подвиг. Windows — это не ХЬох, где можно спокойно собирать плату за Xbox Live по принципу «деньги на бочку, а не то отключим мультиплеер во всех играх». Но не будем пессимистами. Лучше давайте посмотрим, что еще интересного нас ждет в Windows 10.

Второй обзор Windows 10: история про то, как Microsoft хотела повернуться лицом к РС игрокам

Игровое изобилие

Начнем с игр, ведь именно о них хотела поговорить Microsoft в первую очередь. Итак, главной новостью стало объединение Xbox One и Windows 10 в единую экосистему. Например, можно будет стримить игры с приставки на персональный компьютер! Э-э-э... Стоп- стоп... Простите, что? Зачем нужно стримить игры с консоли на PC? Можно понять, когда Sony делает стриминг с PS4 на Vita, это позволяет играть в «большие» игры на портативе. Но на PC-то зачем? Даже на планшет не постримить — нет в консольных играх поддержки тачскрина. Впрочем, ладно, пусть будет. Мало ли кому- то понадобится.

Следующей новинкой станет перенос на Windows 10 социальных фишек ХЬох: специальное приложение позволит составлять списки друзей, общаться с ними в текстовом и голосовом чате, а также просматривать ачивки и видеоклипы... Вопрос «зачем» снова повисает в воздухе без ответа: такие вещи являются приложением к общей экосистеме игр, когда друзья вместе играют, вместе общаются. У PC и XBox разные игры, а следовательно, и друзья, и социальные сообщества у пэкашников и консольщиков совершенно разные.

Но постойте, ведь Microsoft объявила о начале светлого кросс-платформенного будущего! На презентациях много говорили о совместном мультиплеере, о том, как игроки PC и Xbox One будут играть вместе. В частности, такая возможность появится у пользователей Fable Legends, а со временем таких игр должно стать существенно больше.

«Но не станет», — пробурчит недовольный критик и будет, скорее всего, прав. Один раз мы уже накушались обещаний от Sony про это самое светлое кросс — платформенное будущее, хватит. Теперь пусть сначала сделают штук сто кросс-платформенных игр, а потом уже начинают рас-сказывать, как это круто.

Почему так сурово? Да потому, что делать кросс-платформенный геймплей приходится не языкастым маркетологам, а разработчикам. И при реализации этой на первый взгляд простой фишки возникает масса проблем, первая из которых — зашкаливающая по-прежнему бюрократия на консолях, делающая одновременное обновление разных версий игры крайне проблематичной. И это не говоря уже о разном управлении. Так что все. Сделаете Fable — молодцы, а про светлое будущее пока даже не заикайтесь.

И что же у нас остается в сухом остатке? Анонс консольной фишки под названием Game DVR, записывающей последние 30 секунд геймплея и загружающей ролики на Xbox Live. Да еще заявление Спенсера о том, что теперь игры на Windows 10 переходят на совершенно иной уровень.

Второй обзор Windows 10: история про то, как Microsoft хотела повернуться лицом к РС игрокам

DirectX 12

С играми, похоже, вышло как обычно. Впрочем, Windows 10 все- таки припасет для игроков радикальный стимул для перехода. Имя ему — DirectX 12. Никаких препятствий, чтобы добавить DX12 на другие версии Windows, нет. Это лишь маркетинговый ход, призванный поднять продажи и поскорее списать старые версии в утиль.

Первые данные о повышении производительности крайне противоречивы: официальные источники говорят о приросте скорости «до 50%», неофициальные же тесты фиксировали повышение производительности на 150, 250 и даже более 500 процентов.

К сожалению, более точные данные все-таки у Microsoft. Красивые числа с сотнями процентов получились исключительно в демоверсии Star Swarm и лишь на самых мощных видеокартах. Напомним, что Star Swarm создали специально для демонстрации возможностей почившего ныне API Mantle, так что эта программа специально загружает по максимуму наиболее узкие места DX11, не способного эффективно обрабатывать большое количество объектов. В реальных играх, с использованием не самых мощных видеокарт, прирост от использования ЭХ12 будет значительно скромнее.

Так что в ближайшее время ждем обещанные 50% прироста производительности, что уже само по себе здорово. Что важнее, теперь разработчики смогут гораздо свободнее добавлять в игры большое количество объектов, не опасаясь сильного падения скорости. Это не повысит лимит по сложности сцены, но позволит сделать ее более разнообразной.

Раньше приходилось создавать сложные объекты, но в небольшом количестве. Компьютер мог спокойно нарисовать огромный дворец на миллионы полигонов, если он был создан в виде отдельной модели. И в то же время мог начать тормозить при попытке нарисовать обычный камень в десяток полигонов, если этих камней было несколько тысяч. Что это дает и кому нужно рисовать кучи камней, спросите вы? Действительно, камни — штука скучная. Зато если упомянутый выше дворец нарисовать не одной моделью, а разделить на тысячи отдельных элементов, то в игре такой дворец можно будет очень эффектно разломать на куски!

Это интересно:  Крупный шрифт в заголовке сайта

Так что 0X12 — это не только скорость, но и новые возможности по созданию более детализированных и интерактивных сцен, включая совершенно небывалые прежде возможности по созданию разрушаемого окружения.

И можно было бы просто радоваться его появлению, если бы только у 0X12 не было сильного и достойного соперника, Vulkan. Желающие узнать подробности могут прочитать о нем в обзоре GDC 2015. Здесь мы лишь отметим, что с учетом анонса Vulkan появление DX12 становится для игровой индустрии скорее обузой. Vulkan для многих разработчиков лучше, потому что он открыт и доступен всем, поддерживает Linux и новейшие мобильные платформы. 0X12 для многих хуже, потому что Microsoft не выпускает его за пределы Windows. На стороне DX12 лишь одно, но очень важное преимущество: большинство разработчиков умеет работать именно с DX, вряд ли они захотят переучиваться.

Второй обзор Windows 10: история про то, как Microsoft хотела повернуться лицом к РС игрокам

Работа на перспективу

Анонс очков дополненной реальности HoloLens на презентации Windows 10 произвел большое впечатление. Слухи ходили давно, но убедиться на деле, что Microsoft занялась перспективными разработками, — эта новость дорогого стоит. Вряд ли компания планирует получить прибыль от продаж HoloLens. Хотя скачок в технологиях по сравнению с Google Glass выглядит впечатляющим, все равно это скорее заявка на участие в гонке, чем реальный продукт.

Вау-фактор по сравнению с виртуальной реальностью куда слабее, сценариев для практического применения также меньше, да и с технической точки

зрения технология значительно более сырая. Тут и слишком маленький угол обзора, и сомнительное качество изображения, и проблемы взаимодействия с дополненной реальностью. Принимать звонки по скайпу и играть в мини-игры на кухонном столе — это несерьезно.

В общем, на ближайшие год-два перспективы HoloLens нулевые. На ближайшие пять лет? Слишком большой срок, чтобы делать прогноз. Поживем — увидим, однако радует, что Microsoft ищет новые пути. С ее деньгами и возможностями такие усилия могут принести очень интересные результаты.

Второй обзор Windows 10: история про то, как Microsoft хотела повернуться лицом к РС игрокам

Универсальный континуум

Ключевым понятием в презентации Windows 10 было «универсальность». Единая экосистема, единые сервисы, одни и те же программы на любых устройствах. Когда речь идет о PC в разных формфакторах, типа ноутбука и планшета, то все понятно. Однако Microsoft настаивала, что программы будут работать вообще на всех устройствах с поддержкой Windows 10, включая XBox One и мобильные платформы на базе процессоров ARM.

Вот только одна беда: делиться подробностями компания почему- то не желала, говоря лишь, что доработки при портировании, конечно, будут нужны, но 90% кода останется совершенно идентичным.

Эта статья пишется за месяц до апрельской конференции, когда все подробности огласят официально, однако по первым утечкам информации стали ясны причины такой секретности. Просто «супертехнология» Microsoft оказалась не чем иным, как давно знакомыми всем веб-приложениями, работающими в браузерах. Которые много лет без всяких проблем работают на самых разных платформах.

Microsoft просто адаптировала веб-технологии под офлайновую работу, расширила их воз-можности и обеспечила им доступ к операционной системе. Так что веб-приложения смогут рабо-тать как нормальные программы.

Почти. Наличие промежуточного программного слоя (аналог браузера) будет тормозить их работу, но растущие мощности компьютеров и дополнительные оптимизации могут сделать этот пункт не слишком критичным. Так что идея вполне здравая и работоспособная — если разработчики поддержат, Microsoft получит по- настоящему универсальные приложения на все свои платформы.

Если же говорить о проблемах, то они очень похожи на ситуацию с DirectX. Система интерес-ная, но работает только на Windows 10. В то время как по всему миру идет точно такая же борьба за повышение универсальности приложений, только на более высоком уровне: например, новый движок Unity способен портировать один и тот же исходный код аж на 21 платформу, консоли перешли на PC-архитектуру, а новые мобильные системы учатся запускать Linux-игры. Пользователи PC, консолей и мобильных устройств все чаще пользуются одними и теми же программами.

Поэтому инициатива Microsoft слишком ограничена, ее единственная задача — привязать пользователя к экосистеме Windows. Вы сможете связать между собой приложения Windows 10, начав работу на ноутбуке, а закончить ее уже на планшете. Но если у вас планшет на базе iOS или Android, то вы в пролете.

Второй обзор Windows 10: история про то, как Microsoft хотела повернуться лицом к РС игрокам

Рюшечки-финтифлюшечки

Впрочем, хватит про технологии. Многие пользователи склонны больше обращать внимание на внешний вид ОС и забавные фишки, которые она предлагает, чем на какие-то сервисы, директиксы и единые экосистемы.

Как мы и предполагали. Windows 10 получила голосового помощника Кортану, с которой уже успели познакомиться владельцы Windows Phone. Очень крутая вещь, которую все ждали, в том числе и мы. Мы постараемся удержаться, чтобы и тут не влезть со своей критикой...

Это интересно:  Защита админки WordPress от взлома - плагин Login LockDown

Нет, все-таки не удержались. Во-первых, Кортана не работает на русском. То есть вообще. И есть опасения, что русский язык не будет поддерживаться еще долго. Так сделала Microsoft. А как надо было сделать по уму? Позволить пользователю самому назначать голосовые команды на определенные кнопки или действия. Как в Voice Attack, которую успешно применяют для голосового управления играми и приложениями (читайте, например, наш обзор Elite: Dangerous в прошлом номере).

Во-вторых, голосовой помощник полезен именно на мобильных — чтобы не пользоваться неудоб-ной сенсорной клавиатурой при поиске, а также для управления телефоном, если заняты руки (до-пустим, при езде в машине). На PC и даже планшете полезность Кортаны снизится кардинально. Даже для англоязычных пользователей это с большой вероятностью окажется лишь игрушкой, а не полезным инструментом.

Еще одна фишка, влияющая на комфорт использования системой, — новый встроенный Project Spartan, пришедший на смену Internet Explorer. Spartan получил новый движок, более легкое и простое оформление. И-и... внезапно он нам понравился! Причем вовсе не тем, что в нем можно будет рисовать прямо на веб-страницах и оставлять там заметки.

Нет, Spartan хорош именно тем, что он простой и спартанский, в духе мобильных браузеров. Если кто-то пользуется домашним PC. он, вероятнее всего, предпочтет что-то посолиднее, а вот для пользователей планшетов Spartan может стать отличным выбором. Выглядит симпатично, имеет интеллектуальную систему поиска на базе все той же Кортаны. Зашли на страничку ресторана, запросили дополнительную информацию — вам выложат все, от маршрута проезда до отзывов критиков. Зашли на страницу фильма, на тот же запрос получите рецензии, рейтинги и отзывы зрителей. Что сказать, молодцы! А всего-то надо было перестать пытаться соревноваться с мастодонтами и начать искать собственную нишу.

Второй обзор Windows 10: история про то, как Microsoft хотела повернуться лицом к РС игрокам

Итоги

Если из-за большого количества критики вам показалось, что новая Windows нам не понравилась, то это не так. Спору нет, можно было сделать иначе, сделать лучше. Но если сравнивать то, что есть. Windows 10 имеет все шансы стать лучшей ОС из всех, когда-либо выпущенных Microsoft.

При разработке Windows 10 были проанализированы сотни тысяч откликов, а к концу зимы 2015 года в программе тестирования количество участников было в районе двух миллионов. Компания, как никогда, учла мнение нас, пользователей, — так сказать, повернулась к нам лицом. Конечно, сразу хочется спросить, с какой целью все время до этого нам демонстрировали противоположную часть тела, но вопрос будет риторическим.

Та Windows 10, что нам показали сегодня, лишь малая часть того, какой она станет лет через пять. В этом суть понятия «ОС как сервис». Microsoft пытается превратить Windows из простой оболочки для запуска программ в универсальный комбайн, способ-ный удовлетворять все нужды.

Нужна почта? Вот встроенный почтовик с уведомлениями на рабочий стол. Пользуетесь Evernote, Google Keep? Вот вам приложение для заметок в Office. Не нравится? Вот вам еще возможность делать заметки в браузере Spartan. Пользуетесь Steam? Вот вам игровой центр, который может показывать всю вашу Steam- библиотеку. Такой подход хорош тем, что увеличивает стабильность и скорость работы ОС, потому что, когда все в одном месте и как следует протестировано, это куда лучше, чем ставить пару десятков разных программ от разных производителей.

К сожалению, у всего этого есть и обратная сторона. Во время презентации нам показывали, как крута будет Windows 10. Но только для тех, кто работает исключительно в экосистеме Windows. Ни одного примера, как взаимодействует Windows 10 с чем-то вне этой экосистемы, приведено не было. Только реальность совсем иная. Вряд ли кто-то избавится от своих «Маков», планшетов на iOS и Android, забросит свою почту ради встроенной, откажется от любимых программ. К сожалению, никаких улучшений в этом плане нам не показали.

Поэтому во многом все декларации «человеческого подхода» остаются пустым звуком. Microsoft по-прежнему ведет себя как монополист, который хочет заграбастать под себя еще большую долю рынка — мобильных пользователей, сетевые сервисы и прочее. Вот только делает она это не за счет привлечения новых пользователей, а путем давления на уже имеющихся, зачастую лояльных пользователей Windows. Что же, посмотрим на их — ну, точнее, на нашу с вами — реакцию. А пока остается лишь констатировать факт, что Microsoft, как и раньше, ломится в открытые двери, пытаясь конкурировать там, где надо не конкурировать, а сотрудничать. Впрочем, сейчас будущее компании выглядит куда более оптимистично, чем даже год назад.

Журнал «Игромания»

Автор © oleksite.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Самое интересное в блоге

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 1 =