Поисковая оптимизация (англ. search engine optimization, SEO) – это взаимосвязанный комплекс манипуляций с внутренними и внешними факторами, влияющими на веб-ресурс, целью которого является достижение высоких позиций сайта в выдаче поисковой системы по определенным запросам (и в данное время при определенной географии).
Кратко об истории возникновения оптимизации.
Во времена появления поисковых машин (1990-е годы), актуальной задачей владельцев сайтов, было разгадать алгоритм поисковика и впоследствии получить желанные первые (ТОПовые) места в выдаче. Это и было благополучно сделано. Особенностью первых поисковых систем было то, что они ориентировались на содержимое страниц, анализируя качество контента, плотность ключевых слов, мета-тэги. Все перечисленное относится к внутренним факторам и ими легко манипулировать, что с успехом и делали владельцы сайтов. Вскоре эта гонка за места в выдаче привела к тому, что на первых страницах поисковика лидирующие места занимали сайты с нечитаемым контентом. Это заметно ухудшило качество работы поисковых систем.
Новый этап в развитии качественного поиска начался с появления системы PageRank, которую преподнесла компания Google. Данная концепция была направлена на придание доминирующего значения внешним факторам. Сама суть не была новой, ее позаимствовали из науки, где значимость статьи (научной работы) напрямую зависит от количества ссылающихся на нее статей, работ, и их авторитетности. Данный поворот в анализе веб-ресурсов затруднил коммерческую оптимизацию сайтов. Но, тем не менее, и этот вопрос разрешим. И с целью все той же манипуляции поисковиками, создавались каталоги сайтов только с целью получения ссылочной массы, распространялся спам на форумах и других сайтах для общения.
Для пресечения подобных мер воздействия на результаты выдачи, поисковые системы перестали учитывать ссылочную массу из форумов, блогов, сайтов с бесплатных доменных зон.
Новым шагом в повышении качества поисковой выдачи, стала география запроса, целью которой есть выдача результатов поиска, предполагаемо, наиболее интересных данному пользователю с учетом его географического размещения. То есть при двух одинаковых запросах, два пользователя с различным географическим размещением, получат различные результаты выдачи.
Поисковая оптимизация как наиболее востребованное коммерческое действие, развивается параллельно с развитием поисковых систем и на данном этапе ориентируется не только на поисковые системы, но и на пользователей, что не менее важно для получения прибыли.
Методы поисковой оптимизации
Условно выделяют три основных метода поисковой оптимизации: белая оптимизация, серая оптимизация и черная оптимизация.
Белая оптимизация: характеризуется использованием официально не запрещенных методов относительно каждой поисковой системы. В основном подразумевает внутреннюю работу над структурой и содержимым сайта. Ее нельзя отнести к абсолютно приемлемой для всех поисковых систем, поскольку например Яндекс в своей лицензии на использование запрещает любое воздействие на результаты выдачи!
Серая оптимизация: зачастую направлена на перенасыщение текста страницы ключевыми словами в различных падежах, времени, числе. Это не является официально запрещено, но влияет на читабельность текста для пользователя. Также примером серой оптимизации является создание дорвея без редиректа (то есть не идет автоматическое перебрасывание на продвигаемый ресурс).
Особенностью серой оптимизации есть то, что ее законность определяет не поисковая машина, а человек – модератор поисковой системы.
Черная оптимизация: средствами для влияния на результаты выдачи есть использование дорвеев с редиректом (страницы насыщенные ключевыми словами определенной тематики, которые перебрасывают пользователей на продвигаемый ресурс), клоакинга (выдача поисковому роботу страниц наполненных ключевыми словами, а пользователю других – читабельных), сателлитов (сайтов не полезных для пользователя, но созданных с целью получения ссылочной массы.) и подобные манипуляции. Данный вид оптимизации наказуем со стороны поисковых систем.
На данный момент ориентируясь на поисковую систему Яндекс, можно сделать вывод: практически любая оптимизация с целью продвижения сайта, является незаконной, так как ее целью является влияние на результаты выдачи. Правильным шагом есть оптимизация сайта для поднятия его качества для пользователей, следуя рекомендациям Яндекса по созданию хороших сайтов.